Потоки информации достигли невиданных ранее размеров: уметь отличать правду от лжи становиться все более важно. На примере недавней пропагандистской кампании госСМИ против анархистов мы расскажем вам, как не стать жертвой государственных пропагандистов.
Ложь, подмена понятий, запугивание, обращение к эмоциям, плагиат, несовпадение основного текста с сопроводительными фото и видео материалами, отсутствие ссылок на источники, выдернутые из контекста цитаты, софистические приёмы, грубые обобщения, бездоказательные выводы, отсутствие альтернативной точки зрения, безосновательные оскорбления. Это неполный список того, что мы могли увидеть в череде пропагандистских материалов государственных СМИ, выпущенных в рамках информационной травли анархистов этой весной. В отношении анархистов методы государственных СМИ не были уникальны и следует ожидать, что те же низкие приёмы будут использованы в случае новой волны протестов.
Сложно спорить на языке логической аргументации с низкосортными опусами, рассчитанными явно на малограмотную аудиторию, не обладающую критическим мышлением. Однако, людям обладающим ещё пока хоть каким-то уровнем критичности восприятия будет полезно сделать прививку от лжи заранее. Рассмотрим методы, используемые пропагандистами.
1. Принцип первоочередности.
Суть данного метода основана на свойствах психики, которая устроена
таким образом, что принимает на веру информацию, поступившую в обработку
нашим сознанием первой. Даже то, что позже мы можем получить более
достоверную информацию, часто не исключает ни факта подсознательного
недоверия к ней, ни того обстоятельства, что наше бессознательное будет
посылать в сознание положительные импульсы от информации, полученной
первой. В данном случае срабатывает некий эффект восприятия первичной
информации как истиной. А после уже достаточно трудно изменить
сформировавшееся мнение.
Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым:
а) формируя у избирателей негативное мнение о нем;
б) заставляя оправдываться. (в данном случае идет воздействие на массы
путем распространенных стереотипов о том, что если кто оправдывается –
значит – виноват).
Перед каждой крупной акцией, в которой ожидается участие организованного блока анархистов, некоторые СМИ вопиют о том, что ожидается появление провокаторов в масках.
2. Удар на опережение
Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации. При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно.
Например, политик хочет протолкнуть непопулярный закон. Сначала в СМИ очень долго обсуждается идея этого закона (в этот момент внимание публики в самом разгаре, но законопроект ещё не выдвинут в парламент, а значит формального повода для протеста пока ещё нет). Потом он проходит все стадии парламентского обсуждения и принимается, но с отсрочкой действия. Люди усваивают, что закон уже есть, но пока не ощущают на себе его действия, поэтому накал страстей откладывается ещё раз. После вступления в действие закона и череды протестов против него, закон отправляют на доработку. В итоге, когда закон начинает действовать вовсю, люди уже устают реагировать на эту тему.
Так многократно откладывался скандальный декрет №3, в ожидании пока люди свыкнутся с его существованием и устанут протестовать против «спящего» закона.
3. «Очевидцы» событий
Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью
сообщают ложь, заблаговременно переданную манипуляторами, выдавая ее за
правду.
Настоящее имя подобных «очевидцев» зачастую скрывается. Такой прием
воздействует на бессознательное аудитории, вызывая в ней накал чувств и
эмоций, в результате которых критическое мышление ослабляется и
пропускает информацию, не увидев ее лживости. Зритель ассоциирует себя с
непредвзятым очевидцем и доверяет ему куда больше, чем эксперту.
Особенно в случае, когда очевидец своим поведнием передаёт наблюдателю
состояние гнева и страха. Любая мифическая «фрау А» будет говорить
убедительнее, чем политики, от которых аудитория уже по умолчанию ждет
обмана.
4.Образ врага
Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала
страстей, массы погружаются в состояния, схожие с измененными
состояниями сознания. Такими массами легче управлять. Испуг требует
принятия быстрых и безоговорочных решений, которые могут быть подсказаны
«благожелателями» со стороны.
Сообщение о теракте, настоящем, мнимом или якобы готовящемся, призвано
сплотить людей против внешней угрозы, заставив забыть о повседневных
проблемах, а также поселить в них страх перед посещением большого
скопления людей.
5. Эмоциональное заряжание
Эта технология манипулирования основана на таком свойстве психики, как эмоциональная заражаемость. Известно, что в процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер, необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, становится возможным обойти преграду и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать какой-то момент услышанной информации.
Подобный эффект манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют эмоциональное возбуждение, что заставляет продолжать просмотр, сопереживая главным героям. Или при выступлении по телевизору политиков, импульсивно выкрикивающих свои способы выхода из кризисных ситуаций, благодаря чему информация воздействуют на чувства индивидов, а не на разум. В результате происходит эмоциональное заражение аудитории, а ваше внимание крепко удерживается. Ту же функцию несут шокирующие фото и видео, которые могут не совпадать с закадровым текстом.
На анархистов часто сыплется клевета со стороны госСМИ, готовых выдумать абсолютную ложь, лишь бы в тексте прозвучали рядом заветные слова «анархист», «фашист» и «теракт». За примерами далеко ходить не нужно.
6. Использование «лидеров мнений»
В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из
того, что при совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на
лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать фигуры,
ставшие авторитетными для определенной категории населения. Достаточно
назвать человека экспертом в какой-либо области и его слова уже будут
восприняты некритично. Хотя уровень компетентности порой бывает очень
сложно проверить, да и любого эксперта можно купить или запугать.
Призывы посидеть дома до лучших времён часто можно услышать и от
известных политических иммигрантов, которые только тем и занимаются
последние лет 20, что сидят дома и уговаривают остальных последовать их
примеру.
7. Эффект правдоподобия
В данном случае окно для манипуляции открывает свойство психики, согласно которому индивид склонен верить информации, не противоречащей его внутреннему «Я». Другими словами, если посредством СМИ мы сталкиваемся с информацией, с которой внутренне не согласны, то мы перекрываем подобный канал получения информации. Если же мы наталкиваемся на информацию, не противоречащую нашему пониманию – мы продолжаем впитывать ее. Этим и пользуются манипуляторы: они будут вклинивать в правдоподобную для нас информацию часть ложной, которую словно бы автоматически мы воспринимаем за настоящую. Также возможна изначальная подача заведомо неблагоприятной для манипулятора информации (якобы критика самого себя), за счет чего у аудитории повышается вера в то, что данный источник достаточно честный и правдивый. Ну а уже позже в подаваемую информацию внедряется информация, необходимая для манипуляторов.
Так на волне вполне себе достоверных новостей про обыски у анархистов, госСМИ могут пустить сюжет с размытыми формулировками про «найденные противозаконные предметы», не уточнив, что по большей части имеются в виду книги, (которые будут отправлены на экспертизу по наличию экстремистского содержания), а вовсе не бомбы.
8. Эффект «информационного штурма»
На индивида обрушивается огромный поток ненужной и бесполезной
информации, в котором теряется истина. Сами индивиды, подвергавшиеся
подобной форме манипулирования, просто устают от потока информации, а
значит, уже какой-то анализ ее становится заметно снижен, и у
манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, нужную им, но
нежелательную для демонстрации широким массам.
Излюбленный метод российских пропагандистов, вещающих про атаку НЛО,
заговор рептилоидов и сбор биологического материала по всей стране, нередко используется и в беларуских реалиях.
9. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом
Сведения, которые могут вызвать нежелательный эффект, произносятся обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит. В результате информация как бы теряет свою актуальность. Таким образом, исчезает критичность восприятия негативной информации, происходит привыкание к ней. Часто используется вместе со ссылкой на законность происходящего. Хотя законность, как мы знаем, вовсе не означает справедливости.
Спокойный рассказ об устранении правонарушителей не даст вам информации о незаконных задержаниях обычных граждан в общественном транспорте, людьми без опознавательных знаков с применением слезоточивого газа в нескольких километрах от митинга.
10. Принцип контраста
Необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, которая изначально отрицательно воспринимается большинством аудитории.
Проще говоря, на фоне черного всегда будет заметно белое. А на фоне плохих людей – всегда можно показать хорошего человека, рассказав о его добрых делах. Подобный принцип распространен в политтехнологиях, когда сначала детально разбирается возможный кризис в лагере конкурентов, а после – демонстрируется правильный характер действий нужного манипуляторам кандидата, у которого такого кризиса нет и быть не может.
Этот метод очень любят и БТшники, часто начиная выпуски новостей с рассказа о том, как Европа стонет под игом беженцев, страдает от массовых беспорядков и ежедневных терактов. Следом идут картинки цветущей Беларуси: в нашей стране открываются новые цеха, зерна намолотили больше, чем в прошлом году, преступность трепещет перед силами правопорядка.
11. Одобрение мнимого большинства
Здесь вступает в игру такой компонент нашей психики, как допустимость совершения каких-либо действий после изначального одобрения их другими. Стирается барьер критичности, после того как информация вызвала одобрение у других людей. В подтверждение информации может быть использована ложная статистика или мнение якобы случайного человека из толпы.
12. Экспрессивный удар
Здесь основной момент — эффект психологического шока, когда
манипуляторы показывают ужасы современной жизни, что вызывает первую
реакцию протеста и желание во что бы то ни стало наказать виновных. При
этом, конечно, зрители не видят, не замечается, что акценты сознательно
смещены в сторону ненужных манипуляторам конкурентов или против
информации, кажущейся им нежелательной.
Классический пример:
13. Ложные аналогии или диверсии против логики
Данная манипуляция устраняет истинную причину, заменяя ее ложной аналогией. Например, происходит неправильное сопоставление различных и взаимоисключающих следствий, которые в данном случае выдаются за единое целое.
Пример: активистов, которые скрывают на митингах лицо в целях защиты от беспредела со стороны силовых органов, выставляют агрессором, лишь на основании схожести внешнего вида с преступником.
14. Манипулятивное комментирование или фрейминг
Здесь для достижения цели манипулятор делает «правильный» акцент, ставит событие в удобный ему контекст.
Можно демонстрировать кадры из реальной жизни без всякого монтажа, но сопутствующими комментариями задать негативное восприятие этих кадров наблюдателем. Язвительные замечания, сарказм, мелочные придирки к противоречиям, смещение акцентов с идей протестующих на какие-то персоналии или попытка апеллировать к ложным историческим параллелям — и колонна демонстрантов с плакатами «За мир и любовь» ловко превращается в проплаченных иностранных агентов, цинично маскирующихся под благовидными лозунгами.
«… нужен хаос, нужны дивиденды и не важно какой ценой. Жители
города сегодня были шокированы поведением анархических групп и
примкнувших к ним непонятных политических течений […] подобные действия
напомнили шествия нацистов. Надо ли это нам? Чего добиваются
организаторы? Разрухи как у соседей? Страха ходить по улицам и
переживать за детей в городе?»
15. Допуск (приближение) к власти
Подобный вид манипуляции основан на таком свойстве психики многих, как кардинальное изменение своих взглядов в случае наделения властными полномочиями. Стоит только властям выразить желание сесть за стол переговоров с видным оппозиционным деятелем или наделить его каким-либо властным мандатом, как он превращается из бескомпромиссного революционера в сторонника «диалога» и уже транслирует вчерашним сторонникам позицию властей.
«Кампания „Говори правду“ придерживалась и придерживается позиции, что отмена санкций открывает новые перспективы сотрудничества между Беларусью и Европейским союзом» — сказала Татьяна Короткевич по поводу отмены санкций в адрес беларуских чиновников и предприятий.
16. Повторение
«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой», говорил Йозеф Геббельс. Для использования этого метода манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на малоинтеллектуальную публику. Как ни странно, практически только в таком случае можно быть уверенным, что необходимая информация не только будет донесена до слушателей, но и будет правильно ими воспринята. Передаваемая информация сначала прочно закрепляется в подсознании слушателей, а потом будет влиять на их сознание, а значит на совершение определенных.
Неоднократное повторение домыслов о проплаченности митингующих вызовет сомнения в любого человека и отобьёт желание связываться с этими людьми и интересоваться их истинными целями.
17. Односторонность освещения событий
В данном случае методика манипуляции направлена на односторонность освещения событий, когда дается высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.
Как провластные, так и оппозиционные СМИ порой пишут про анархистов, но за всё время существования современной Беларуси можно по пальцам пересчитать статьи, где они дали бы слово самим анархистам не исказив при этом сказанное.
18. Недоступность информации
Данный принцип манипулятивных технологий еще называют информационной
блокадой. Определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов
просто не допускается в эфир.
Наиболее ярко это можно наблюдать на примере освещения государственными
СМИ деятельности анархистов, когда на передний план выносятся недавние
уголовные дела и уничтожение имущества, а политические мотивы поступков,
не говоря уже про всё многообразие созидательной деятельности этой
группы людей сознательно замалчиваются.
Относитесь к получаемой информации критично, проверяйте источники, а также задумывайтесь о возможных мотивах тех, кто доносит вам информацию. Следите за событиями из разных источников, слушайте разные точки зрения. Пелена государственной лжи плотна, но всё же проницаема. Наше оружие – критическое мышление.